Харьков. Улица Сумская

Харьков. Улица Сумская
Улица Сумская — ровесница города. В XVII — XVIII веках она была намного короче, чем сейчас, и заканчивалась возле нынешней Театральной площади. Там высился защитный земляной вал, от которого шла дорога на Сумы.
Интенсивная застройка Сумской началась в середине XIX века, когда между Харьковом и Курском стали прокладывать шоссе. Пассажиры почтовых экипажей на выезде из Харькова лицезрели типичный провинциальный пейзаж: ветхие мазанки, крытые соломой, винные лавки вдоль обочины… Такая картина совсем не соответствовала статусу губернского города, поэтому архитектурный облик улицы решили «окультурить». С 1831 года на Сумской разрешалось строить исключительно каменные здания и только по «образцовым» проектам, добро на которые давал специальный комитет. Благодаря таким жестким мерам городских властей уже в начале XX века улица превратилась в своеобразный музей архитектуры под открытым небом. Экскурсию по этой уникальной экспозиции лучше начать на площади Конституции, возле станции метро «Исторический музей».
Первый «экспонат» — здание в стиле модерн по улице Сумской, 1. Четырехэтажный дом построили в 1910 году для Русско-Азиатского банка. Здесь также находились Высшие женские медицинские курсы (позже — мединститут). Пятый этаж был достроен в 1925—1926 годах. И довольно удачно: здание не потеряло своего «лица». В наши дни его главная примета — гигантский градусник на фасаде со стороны площади Конституции. Это популярное место встреч и свиданий харьковчан и гостей города.
Трехэтажный дом по улице Сумской, 2 был возведен в конце XIX века в стиле французского ренессанса. Рядом с ним под номерами 4 и 6 возвышаются его ровесники. Губернский архитектор Борис Покровский при строительстве этих зданий использовал элементы неоренессанса и необарокко. Позже другой зодчий, Борис Корнеенко, придал дому № 6 более современный вид в духе модерна.
Самой яркой архитектурной жемчужиной на этом участке улицы можно назвать здание Государственного академического украинского драматического театра им. Т. Г. Шевченко. Один из красивейших провинциальных театров дореволюционной России возвели в 1841 году по проекту первого городского зодчего Андрея Тона. Но через 50 лет каменное здание преобразилось до неузнаваемости — архитектор Болеслав Михаловский внес в его облик черты французского ренессанса.
Напротив — небольшая, но уютная Театральная площадь, защищенная от городской суеты стройными рядами деревьев. Свое название она получила в 1816—1820 годах, когда на ее территории возвели деревянный театр — предшественник Театра Шевченко. В конце XIX столетия на площади разбили сквер, а в 1909 году установили памятник Николаю Гоголю. С восточной стороны к ней примыкает площадь Поэзии, на которой установлен первый в Украине монумент великому русскому поэту Александру Пушкину (1904).
На углу площади Театральной и улицы Сумской расположено величественное здание Госбанка (1900). Первоначально дом в стиле флорентийского ренессанса был двухэтажным, но в 1932-м его надстроили архитекторы Алексей Бекетов и Владимир Пети. В наши дни здание принадлежит Харьковскому филиалу Национального банка Украины.
На этой же стороне вверх по улице высится громада дома № 18—20. Сейчас здесь за партами сидят студенты радиотехнического техникума, а сто лет назад в здании заседал Совет съезда горнопромышленников Юга России. Об этом можно догадаться по скульптурным медальонам у центрального входа, на которых изображены шахтерские инструменты. Фасад строения (1902 — 1906) выполнен в модном в начале XX века стиле французского ренессанса.
Немного дальше, на Сумской, 26, — очередная архитектурная изюминка: бывший доходный дом Лиорнице, иллюстрирующий стиль модерн. А ряд зданий через дорогу — это ожившая история зодчества и города.
В доме №13, построенном в конце XIX века, размещалась редакция «Южного края» — крупнейшей газеты Российской империи. А здание № 17 принадлежало страховому обществу «Саламандра». Если верить легенде, саламандра — маленькая ящерица, которая может выжить в огне. Именно поэтому она стала символом всероссийской компании, специализировавшейся на страховании от пожаров. Изображение этого животного можно увидеть на угловой части дома. Шестиэтажное строение с неоклассическим фасадом и монументально-декоративной скульптурой в античном стиле возвели в 1914 — 1915 годах. На то время здание было обустроено по последнему слову техники. В доме действовал лифт, мусоропровод, вентиляция. В 1928-м уникальный памятник архитектуры передали в жилой фонд — под коммуналки.
«Коммунальная» участь постигла и соседствующий с «Саламандрой» бывший доходный дом страхового общества «Жизнь» (Сумская, 19).
На углу с улицей Рымарской находится небольшой дом начала XX века. В январе 1905 года здесь, в аптеке на первом этаже, была явка большевиков.
Следующий квартал улицы совершенно не похож на предыдущие. Самое необычное здание на этом участке Сумской — Харьковский национальный академический театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко, построенный в 1971—1990 годах в стиле постмодерн по проекту киевских архитекторов.
На противоположной стороне улицы расположен один из главных символов города — «Зеркальная струя». Белоснежная ажурная беседка в восточном стиле с фонтаном была установлена в сквере Победы в 1947 году.
Между примыкающими к Сумской улицами Совнаркомовской и Гиршмана находится здание бывшего Вечернего рабочего университета (1927). Сейчас в его стенах расположен Харьковский государственный технический университет строительства и архитектуры.
Возле центрального входа в вуз застыл в бронзе великий зодчий, создавший архитектурное «лицо» Первой столицы, — легендарный академик Алексей Бекетов. Монумент работы харьковского скульптора Сейфаддина Гурбанова установили здесь в 2007 году.
Рядом с университетом возвышается еще один памятник архитектуры с вековой историей. Его фасад обращен к памятнику Т. Г. Шевченко. В проекте бывшего доходного дома купцов Аладьиных на ул. Сумской, 44 (1912) архитектор Юлий Цауне блестяще соединил элементы классицизма и модерна. Особое внимание привлекает плоская крыша здания, на которой красуются четыре женские статуи. Об этих фигурах в Харькове ходит немало легенд. Самая популярная утверждает, что для одной из статуй позировала жена архитектора Бекетова. На самом деле это не более чем красивая история, а на здании установлены копии известных античных скульптур.
На противоположной стороне, на углу Сумской и площади Свободы, находится здание со 150-летней историей. Построили его в 1851—1854 годах по проекту архитектора Михаила Львова в стиле позднего классицизма. Изначально в нем размещалась ветеринарная школа, позже — ветеринарный институт. В 1960 году его объединили с зоотехническим, находящимся за городом. А институтский корпус после реконструкции передали детям — с 1962 года здесь находится областной Дворец детского и юношеского творчества.
Активная застройка Сумской вверх от площади Свободы началась в 1910-е. Когда городские власти распродали находившиеся там земельные участки, доходные дома начали расти как грибы после дождя. Ряд зданий (№№ 88, 96, 98) построены по проекту архитектора М. Диканского в стиле модерн. В том же духе спроектированы дома № 80 и 102.
Самым запоминающимся зданием в этой части улицы является бывший загородный особняк издателя газеты «Южный край» А. Юзефовича (Сумская, 61). И спустя столетие после постройки усадьба, спроектированная в духе неоренессанса, не утратила своего величия, гармонично вписавшись в XXI век. Сейчас в здании находится Центральный Дворец бракосочетания. До 1960 года дом окружала каменная ограда с высокими воротами, над которыми возвышались мраморные львы.
Вверх от особняка Юзефовича тянутся жилые кварталы, построенные в 1920—1930 годах. Они впечатляют стилевым разнобоем. Например, дом «Военвед» на Сумской, 71 выполнен в духе модного тогда конструктивизма. А фасад здания № 116 напоминает итальянские дворцы эпохи Возрождения. Дом построен в 1928 году для работников треста «Югосталь» по суперсовременному проекту. В его квартирах даже кухни не предусматривались. Жильцы должны были питаться на фабрике-кухне, дабы не тратить драгоценное для строительства коммунизма время на приготовление пищи.
Ближе к концу нечетной стороны Сумской начинается Центральный парк культуры и отдыха им. Максима Горького. Мимо него старинная улица ведет к Лесопарку. И там, как встарь, опять превращается в дорогу, переходя в Белгородское шоссе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>